Изучение связи качественных признаков (ассоциации, контингенции)

Тема 12 Коэффициенты ассоциации и контингенции Методы изучения связи качественных признаков

Содержание курса лекций «Статистика»

Тема 12 Методы изучения качественных признаков

Для определения тесноты связи двух качественных признаков, каждый из которых состоит только из двух групп, применяются коэффициенты ассоциации и контингенции.

Методы изучения связи качественных признаков.

При наличии соотношения между вариацией качественных признаков говорят об их ассоциации, взаимосвязанности. Для оценки связи в этом случае используют ряд показателей.

Для их вычисления строится таблица, которая показывает связь между двумя явлениями, каждое из которых должно быть альтернативным, то есть состоящим из двух качественно отличных друг от друга значений признака (например, изделие годное или бракованное).

Таблица 12.1 ‑ Для вычисления коэффициентов ассоциации и контингенции

а

b a+b
с d

c+d

а+с b+d

a+b+c+d


Коэффициенты вычисляются по формулам:

Ассоциации:

(12.1) коэффициент ассоциации

Контингенции:

(12.2) коэффициент контингенции

Коэффициент контингенции всегда меньше коэффициента ассоциации.

Связь считается подтвержденной, если

(12.3)

Пример. Исследуем связь между участием населения одного из городов в экологи­ческих акциях и уровнем его образования. Результаты обследования характеризуются следующими данными:

  Таблица 12.2 – Зависимость участия населения города в экологических акциях от образовательного уровня

Группы рабочих Численность населения города Из них
Участвующих в акциях Не участвующих в акциях
Имеют среднее

образование

Не имеют среднего

образования

100

100

78

32

22

68

200 110 90

Определим: 1)  коэффициент ассоциации; 2)  Коэффициент контингенции

Решение:

1. Пример вычисления коэффициента ассоциации


2. Пример вычисления коэффициента контингенции

Таким образом, связь между участием населения города в экологических акциях и его образовательным уровнем имеет место, но не столь существенна.


Контрольные задания

Постройте таблицу, которая показывает связь между двумя явлениями, каждое из которых должно быть альтернативным, то есть состоящим из двух качественно отличных друг от друга значений признака (например, изделие годное или бракованное) и оцените связи между показателями.


Содержание курса лекций «Статистика»

Ссылка на основную публикацию