СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС)

15. Система национальных счетов (СНС)

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) – система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. СНС возникла в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для практического принятия мер по регулированию рыночной экономики и формированию экономической политики.

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) — это система взаимосвязанных статистических показателей представленных в виде таблиц и счетов, характеризующих результаты экономической деятельности страны.

Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь это касалось макроэкономических показателей, т. е. показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Это вызвало необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями единую методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т. е. систему национальных счетов.


Единство статистической методологии обеспечивает сопоставимость экономических показателей всех стран, их сводимость на мировом уровне, определение места и роли национальной экономики в мировой экономике, способствует достоверности международных сопоставлений.

Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т. е. для принятия управленческих решений.


Потребителями данных СНС кроме органов государственного управления являются также научно-аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъюнктуры, различные общественно-политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально-экономическом положении страны.

Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и др.


Суть СНС — формирование системы обобщающих макроэкономических показателей, взаимосвязанных и характеризующих развитие экономики на различных стадиях воспроизводства. Каждой стадии воспроизводства (производство, первичное распределение доходов, вторичное распределение доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Оценка конечных результатов деятельности осуществляется на уровне каждого хозяйствующего субъекта, в разрезе секторов и отраслей экономики, а также экономики в целом. Счета, отражающие экономику в целом, называются консолидированными.


Основные понятия, категории и структура СНС

Институционные единицы — это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности.

  Существуют два типа институционных единиц :

  • юридические лица-предприятия, корпорации, квазикорпорации(единицы, сходные с корпорациями, но формально не имеющие статус корпорации), государственные учреждения, банки и страховые компании, общественные организации и др.;
  • домашние хозяйства (которые рассматриваются как институционные единицы, поскольку самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение).

Институционные единицы, связанные с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода (обычно год или более), являются резидентами страны.


Экономическая территория – это территория, административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

На практике резидентами страны являются все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет.

Понятие резидента не связано с понятием национальности или гражданства.


Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения (на территории данной страны или за ее пределами).

Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и не резидентов.


Построение счетов производства на основе следующей информации о результатах экономической деятельности страны за год:

  1. Выпуск товаров и услуг в основных ценах;
  2. Прмежуточное потребление;
  3. Налоги на продукты и импорт;
  4. Субсидии на продукты и импорт (—);
  5. Оплата труда наемных работников;
  6. Налоги на производство и импорт;
  7. Субсидии на производство и импорт (—);
  8. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»;
  9. Доходы от собственности, переданные «остальному миру»;
  10. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»;
  11. Текущие трансферты, переданные «остальному миру»;
  12. Расходы на конечное потребление;
  13. Валовое сбережение;
  14. Валовое накопление;
  15. Импорт товаров и услуг;
  16. Экспорт товаров и услуг;
  17. Статистическое расхождение;
  18. Валовое накопление основного капитала;
  19. Изменение запасов материальных оборотных средств;
  20. Капитальные трансферты, полученные от «остального мира»;
  21. Капитальные трансферты, переданные «остальному миру» и др.

Стадия производства товаров и услуг характеризуется следующими показателями:

  • валовой выпуск (ВВ);
  • промежуточное потребление (ПП);
  • валовая добавленная стоимость (ВДС);
  • валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой выпуск – это суммарная стоимость всех произведенных резидентами товаров и услуг в рассматриваемом периоде, имеющих рыночный и не рыночный характер.

Расчет ВВ в каждой отрасли имеет свою специфику.

Товары и услуги оцениваются по основным ценам, поэтому ВВ исчисляется в основных ценах.

В тех случаях, когда выпуск оценивается по ценам производителей, для получения данных в основных ценах необходима следующая кор­ректировка:

выпуск (в ценах производителей) — налоги на продукты,  включенные в цены производителей — субсидии на продукты = выпуск (в основных ценах).


Валовой внутренний продукт – важнейший показатель СНС, характеризующий стоимость конечных товаров и услуг в ценах конечного покупателя (в рыночных ценах), произведенных резидентами данной страны за тот или иной промежуток времени. ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста и др.


Следует отметить ряд особенностей ВВП:

  • во-первых, это показатель, характеризующий суммарную стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Стоимость ранее использованных при его производстве продуктов и услуг (сырья, материалов, топлива, энергии, семян, кормов, услуг грузового транспорта оптовой торговли, коммерческих и финансовых услуг и др.) вторично не включается в состав ВВП, что исключает повторный счет. Например, стоимость угля входит в стоимость стали, но при определении стоимости автомобиля в нее включается только стоимость стали;
  • во-вторых, это внутренний продукт, потому что он произведен резидентами;
  • в-третьих, это валовой продукт, потому что он исчисляется до вычета потребления основного капитала, т. е. в состав ВВП входит потребленная стоимость основного капитала.

Решение типовых задач см. по ссылке


Ссылка на основную публикацию